Китай наметил новый драйвер экономического роста, открыв небо для беспилотных летательных аппаратов. Развитие дронов и использование их в как можно большем количестве отраслей хорошо вписывается в концепцию новых производственных сил Китая, о которых мы писали в предыдущей статье. В каких сферах дроны уже применяют, а какие направления только планируют развивать? Об этом – в сегодняшнем материале.

Белый дрон взлетает с платформы, плавающей у побережья Шанхая, направляется в море и возвращается с грузом свежих морепродуктов. Путь к рыболовецким островам, который раньше занимал всю ночь на пароме, сократился до трех часов. Теперь рыба, которую раньше нужно было замораживать, доставляется в рестораны свежая, приводит пример издание Sixth Tone.
Доставка дронами — лишь небольшая часть растущего в Китае рынка новых авиационных технологий. Правительство стремится развивать так называемую «низковысотную экономику», подразумевающую упрощение правил для полетов малых коммерческих самолетов и вертолетов. Это должно стать новым драйвером потребительских расходов на услуги, так как традиционные сектора (например, недвижимость) испытывают падение внутреннего спроса.
Доставка дронами — лишь небольшая часть растущего в Китае рынка новых авиационных технологий. Правительство стремится развивать так называемую «низковысотную экономику», подразумевающую упрощение правил для полетов малых коммерческих самолетов и вертолетов. Это должно стать новым драйвером потребительских расходов на услуги, так как традиционные сектора (например, недвижимость) испытывают падение внутреннего спроса.
«Взлет» новой отрасли
В течение десятилетий воздушное пространство Китая было строго контролируемым и получение разрешения на частные полеты было сложным процессом. Статус полетов дронов также оставался неопределенным. Однако за последний год ситуация резко изменилась. Регулятор авиации Китая выпустил новые правила, которые определяют воздушное пространство ниже 300 метров, где обычно летают дроны, как «нерегулируемое», а также разрешают коммерческие полеты на высоте ниже 1000 метров.
В результате уже в 2023 году объем «низковысотной экономики» Китая достиг 500 миллиардов юаней ($70,8 млрд), и, по прогнозам, к 2030 году он вырастет в четыре раза. Правительство надеется повторить успех в электромобилестроении, где Китай является мировым лидером. С этой целью создаётся внутренняя цепочка поставок для высокотехнологичной авиации, включая необходимые материалы и программное обеспечение.
По официальной статистике, к 2023 году в Китае было выдано почти 200 000 лицензий на управление дронами. Многие из них используются в сельской местности для распыления пестицидов и удобрений. А за последние пять лет количество компаний, работающих в области низковысотной авиации, увеличилось на треть и достигло 57 000.
Тем не менее, крупные операторы дронов по-прежнему нуждаются в официальных разрешениях на полеты. Управление гражданской авиации Китая одобрило 17 тестовых зон и три экспериментальные базы для беспилотных летательных аппаратов
Дроны-курьеры
Дроны особенно эффективны в доставке, когда важна скорость — например, для перевозки крови в больницы или срочных документов. Но пока эта технология нашла наибольшее применение в сфере E-commerce.
В течение десятилетий воздушное пространство Китая было строго контролируемым и получение разрешения на частные полеты было сложным процессом. Статус полетов дронов также оставался неопределенным. Однако за последний год ситуация резко изменилась. Регулятор авиации Китая выпустил новые правила, которые определяют воздушное пространство ниже 300 метров, где обычно летают дроны, как «нерегулируемое», а также разрешают коммерческие полеты на высоте ниже 1000 метров.
В результате уже в 2023 году объем «низковысотной экономики» Китая достиг 500 миллиардов юаней ($70,8 млрд), и, по прогнозам, к 2030 году он вырастет в четыре раза. Правительство надеется повторить успех в электромобилестроении, где Китай является мировым лидером. С этой целью создаётся внутренняя цепочка поставок для высокотехнологичной авиации, включая необходимые материалы и программное обеспечение.
По официальной статистике, к 2023 году в Китае было выдано почти 200 000 лицензий на управление дронами. Многие из них используются в сельской местности для распыления пестицидов и удобрений. А за последние пять лет количество компаний, работающих в области низковысотной авиации, увеличилось на треть и достигло 57 000.
Тем не менее, крупные операторы дронов по-прежнему нуждаются в официальных разрешениях на полеты. Управление гражданской авиации Китая одобрило 17 тестовых зон и три экспериментальные базы для беспилотных летательных аппаратов
Дроны-курьеры
Дроны особенно эффективны в доставке, когда важна скорость — например, для перевозки крови в больницы или срочных документов. Но пока эта технология нашла наибольшее применение в сфере E-commerce.

Китай обладает крупнейшим в мире сектором интернет-торговли, и, по данным SF Express, около 1% из 100 миллиардов ежегодных коммерческих посылок в стране могут доставляться дронами, что потребует примерно 100 миллионов полетов.
В августе технологический гигант Meituan запустил услуги доставки дронами для туристов в Пекине, предлагая еду, средства защиты от жары и базовые аптечки на одном из участков Великой китайской стены. Власти столицы намерены поддержать создание 5000 компаний в области низковысотной авиации в ближайшие три года.
На данный момент основной задачей участников рынка является снижение стоимость полета, для этого власти предоставляют субсидии производителям. Увеличение масштабов производства позволит удешевить доставку.
А что в других странах?
Инициативы по доставке с помощью дронов развиваются не только в Китае. Так, итальянский стартап SkyEats собирает средства на платформе Kickstarter на проект по доставке дронами ресторанной еды, а также продуктов и медикаментов в отдаленные районы, такие как горные деревни. SkyEats вдохновлялся успешными стартапами из Швеции и Ирландии, доказавшими эффективность использования дронов в аналогичных условиях.
В августе технологический гигант Meituan запустил услуги доставки дронами для туристов в Пекине, предлагая еду, средства защиты от жары и базовые аптечки на одном из участков Великой китайской стены. Власти столицы намерены поддержать создание 5000 компаний в области низковысотной авиации в ближайшие три года.
На данный момент основной задачей участников рынка является снижение стоимость полета, для этого власти предоставляют субсидии производителям. Увеличение масштабов производства позволит удешевить доставку.
А что в других странах?
Инициативы по доставке с помощью дронов развиваются не только в Китае. Так, итальянский стартап SkyEats собирает средства на платформе Kickstarter на проект по доставке дронами ресторанной еды, а также продуктов и медикаментов в отдаленные районы, такие как горные деревни. SkyEats вдохновлялся успешными стартапами из Швеции и Ирландии, доказавшими эффективность использования дронов в аналогичных условиях.

В США такие компании как Amazon, UPS и Walmart активно тестируют дроны для быстрой и эффективной доставки. К примеру, сервис Amazon Prime Air был запущен еще в 2022 году, а проект по доставке дронами от Walmart уже выявил большую уязвимость в этой технологии: американские ганкстеры начали стрелять по летящим посылкам и сбивать их.

eVTOL: летающие автомобили
Еще одной быстрорастущей областью низковысотной авиации в Китае является отдых и туризм.
Китайские компании активно разрабатывают электрические вертикальные взлетно-посадочные аппараты (eVTOL), которые могут перевозить пассажиров и грузы экологичнее, дешевле и тише, чем вертолеты на топливе. Благодаря низким затратам и маневренности они могут стать повседневным видом транспорта, как автомобили.
Такие летательные аппараты являются, по сути, большими дронами с кабиной. Они используют передовые разработки Китая в области аккумуляторов, чтобы обеспечить как можно большую дальность полетов.
Еще одной быстрорастущей областью низковысотной авиации в Китае является отдых и туризм.
Китайские компании активно разрабатывают электрические вертикальные взлетно-посадочные аппараты (eVTOL), которые могут перевозить пассажиров и грузы экологичнее, дешевле и тише, чем вертолеты на топливе. Благодаря низким затратам и маневренности они могут стать повседневным видом транспорта, как автомобили.
Такие летательные аппараты являются, по сути, большими дронами с кабиной. Они используют передовые разработки Китая в области аккумуляторов, чтобы обеспечить как можно большую дальность полетов.

«Разница между вертолетами и eVTOL аналогична разнице между автомобилями на топливе и электромобилями», — говорит Юэ Тинтин, вице-президент китайского стартапа Vertaxi.
По сравнению с традиционными вертолетами на топливе, такие аппараты могут сэкономить энергию на 60%, снизить выбросы на 90% и уменьшить шум на 65%, согласно исследованиям брокерской фирмы China Post Securities.
Хотя eVTOL часто называют «летающими электромобилями», их сферы применения могут быть совершенно новыми, добавляет Юэ. «Это, безусловно, приведет к революции в отрасли».
По сравнению с традиционными вертолетами на топливе, такие аппараты могут сэкономить энергию на 60%, снизить выбросы на 90% и уменьшить шум на 65%, согласно исследованиям брокерской фирмы China Post Securities.
Хотя eVTOL часто называют «летающими электромобилями», их сферы применения могут быть совершенно новыми, добавляет Юэ. «Это, безусловно, приведет к революции в отрасли».
