РУКИ

Андрей Манирко, Playtronica: “Самый ценный фидбэк мы получили от Джони Айва”

Офис в Берлине, производство в Москве, международная команда и выступления по всему миру — создателям Playtronica удалось построить глобальный бизнес на простой идее: все предметы должны звучать. Компания “озвучивает” самолеты, поезда, кроссовки и даже людей, а для брендов организует инсталляции и перфомансы. РУКИ поговорили с сооснователем и Experience-дизайнером Playtronica Андреем Манирко о цели искусства, инженерном творчестве и похвале от Джони Айва. 

А еще мы представляем совместную премьеру документального фильма Playtronica: Behind The Scenes. Он рассказывает предысторию компании — с чего все начиналось, как выглядели первые изобретения и какую роль в судьбе проекта сыграло юношеское увлечение музыкой и наукоград Жуковский.


Playtronica — творческое объединение музыкантов, художников, дизайнеров и инженеров, которое базируется в Берлине. В начале 2010-х команда проводила музыкальные воркшопы для детей, выступала на музыкальных и научных фестивалях в Москве. В 2016 году компания выпустила устройство Playtron — с его помощью можно озвучивать любые предметы, проводящие ток. В 2018 году команда выпустила второй девайс — TouchMe, который озвучивает прикосновения. Playtronica организует инсталляции и перформансы по всему миру, сотрудничает с Nike, Timberland, Airbus, Hermès и Issey Miyake. Сейчас компания создает исследовательскую лабораторию, а также работает над новым устройством Orbita, которое представит на Kickstarter в начале 2021 года.

Андрей Манирко, сооснователь и Experience-дизайнер Playtronica. Фото сделано на территории завода "Резонит" в Москве

В 2015 году Playtronica играла на овощах и фруктах, делала воркшопы для детей. Проходит 5 лет и команда уже играет на самолетах и поездах, делает перформансы для Nike, AliExpress и Hermès. Насколько вы отошли от первоначальной концепции и какие ощущения это у тебя вызывает?

Изначально Playtronica создавала новый формат музыкального образования для детей — так нашу миссию сформулировал Саша Пас (сооснователь Playtronica). У каждого времени свой вызов, и на тот момент это казалось релевантным. Постепенно мы эволюционировали: делали все больше инсталляций, запустили собственные устройства — Playtron и TouchMe, открыли офисы в Париже, Берлине и Москве. Теперь набираем команду инженеров и исследователей, чтобы выпускать новые удивительные вещи. 

Сегодня Playtronica — это не только интерактивное агентство, но и художественный коллектив, а в перспективе — научная лаборатория. Постепенно мы переходим от удовлетворения потребностей брендов к продвижению собственного видения. Например, скоро у нас выходит цифровой проект с "Яндексом", и в его основе лежат именно наши идеи, которые никем не навязаны. Мы собираем прототипы онлайн-синтезаторов, чтобы играть и накладывать музыку на YouTube-видео, а в будущем запустим собственное digital-агентство.

Устройство Playtron, к которому можно подключать 16 звучащих объектов

На появление digital-направления как-то повлияла пандемия? Все-таки 2020-й — это не лучшее время для инсталляций, посетители которых должны прикасаться к предметам и участвовать в тактильных перформансах.

Офлайн-событий сейчас действительно мало — в Париже и Берлине до недавнего времени что-то происходило, но из-за второй волны все отменяется. Поэтому мы осваиваем технологии бесконтактного касания и готовим антивирусные инсталляции. Вся event-индустрия притихла, а бренды больше вкладываются в онлайн-проекты. Раньше их это мало интересовало — особенно в Москве, но теперь всем пришлось перестроиться. 

Твоя команда сейчас работает над новым устройством Orbita. Как я понимаю, функциональный прототип уже готов. Что это за девайс и почему решили запускать именно сейчас?

Orbita — это флагманское устройство, рассчитанное в первую очередь на музыкальных гиков. По сути это цветовой секвенсор с тактильно-цифровым, осязаемым интерфейсом. Он выглядит как виниловый проигрыватель — на "пластинку" ставятся разноцветные магнитики, которые обозначают передачу MIDI- или CV-сигнала на модульный синтезатор или Ableton. С точки зрения электроники Orbita устроена довольно просто, но при этом мы совмещаем данные с нескольких датчиков — магнитного и цветового, а также учитываем скорость кручения. 

Цветовой секвенсор Orbita

Мы намеренно создавали аналоговый инструмент для аналоговой секвенции. Проблема современных синтезаторов в том, что их обычно подключают к компьютеру, поэтому все треки создаются на цифре, а пользователь практически не взаимодействует с аналоговым инструментом. Orbita это тактильное ощущение возвращает.

Подобных устройств на массовом рынке пока не существует: есть какие-то DIY-изобретения, разработки художников. Бьорк как-то играла на подобии интерактивного стола с осязаемым интерфейсом, но за $200 ничего подобного на рынке не найдешь.

Почему решили запускать продукт на Kickstarter?

Kickstarter поможет нам строить коммьюнити вокруг продукта, а для нас это один из главных приоритетов. Поэтому краудфандинговая кампания — это одновременно и инструмент маркетинга, и механизм привлечения дополнительных денежных ресурсов. 

Испытания прототипа Orbita

Запускать Orbita планируем в феврале, сейчас у нас уже готов функциональный прототип и все 3D-файлы. Осталось подготовить тулинг (производственную оснастку) и закупить детали, а само устройство уже на 90% готово. Пока планируем выпустить около 2000 экземпляров и выбираем фабрики — скорее всего, будем производить девайс в Германии.

Вообще складывается ощущение, что музыкальный рынок стал главной площадкой для дизайнерских экспериментов. На Kickstarter постоянно появляются новые синтезаторы и девайсы для записи электронной музыки, а Teenage Engineering настолько популярны, что уже выпускают коллекции с IKEA. Тебе не кажется, что рынок становится перенасыщенным?

Мне кажется, за этим стоит некая романтическая идея. Сфера производства музыкальных инструментов — это идеальное прибежище для инженеров и творческих людей, которые не хотят ограничиваться утилитарными продуктами, они хотят изобретать и создавать новое. В музыке есть нечто иррациональное, это эмоциональный инструмент коммуникации, и поэтому он идеально подходит для инженерного творчества. А благодаря свободному полету мысли появляются изобретения, которые важны для всего человечества. 

Что касается Teenage Engineering, то мы лично знакомы с ребятами и вдохновляемся их дизайном. Но Playtronica по своей концепции намного шире — они работают с музыкой, а мы со звуком и с касанием. И наша задача — это расширение границ чувствования. Именно в этом заключается цель искусства.

Ты отметил, что знаком с ребятами из TE. А с кем еще удалось пообщаться из индустрии? Возможно, был какой-то неожиданный фидбэк?

Самые классные отзывы мы получаем от врачей, которые используют наши устройства в рамках терапии и иногда присылают видео с успехами. Обычно девайсы применяют для сенсорной активации, например, при работе с пожилыми людьми или аутистами. Пациенты задействуют и осязание, и слух — это включает мультимодальное восприятие, которое помогает пожилым более чутко реагировать на внешние стимулы, а детям с аутизмом позволяет фокусироваться. Фидбэк от врачей действительно самый ценный, но пока мы не можем полноценно заняться этим направлением. Надеюсь, со временем появится больше ресурсов на исследования.

А если говорить о людях из индустрии, то лично для меня ценным был фидбэк от Джони Айва — мы познакомились на мероприятии Hermès. У меня была возможность показать ему наше устройство TouchMe. Он довольно быстро понял, что это и как работает, похвалил и сказал, что обязательно потестирует продукт. Айв занимает должность почетного ректора Королевского колледжа искусств (RCA) — я как раз там учился и знаю, что он не так часто дает фидбэк — особенно положительный.

А кто отвечает за дизайн в Playtronica?

Графическим дизайном занимается Аглая Демиденко, но то, как будут выглядеть продукты, определяет команда в целом. Исходя из технических ограничений и функционала, мы предлагаем варианты дизайна, а Аглая придает ему более завершенную форму.

А как устроено производство электроники, печатных плат? Какие были сложности на ранних этапах?

Компоненты мы закупаем в Китае, а производством печатных плат и финальной сборкой занимается московский завод "Резонит". Но постепенно мы шли к тому, чтобы контрактное производство взяло на себя закупку комплектующих. Когда завод работает напрямую с поставщиками, то риск купить неподходящие или бракованные детали намного меньше. Все-таки у завода большой опыт работы с электроникой и есть дорогостоящие приборы для тестирования компонентов. К тому же “Резонит” может покупать детали по более выгодной цене, но такая опция доступна только при производстве больших тиражей. В 2020-м у нас наконец-то появилась такая возможность. Теперь планируем работать с РУКИ, будем закупать в Китае провода, упаковки и другие кастомные комплектующие, которые раньше не могли себе позволить.

Производство устройств TouchMe на заводе "Резонит"

А вообще когда-то мы начинали производство с закупок на AliExpress и походов на рынки электроники, тратили на это кучу времени и денег. Например, был случай, когда курьер украл партию резисторов — они строили три копейки, но из-за этого инцидента пришлось ждать новую поставку деталей. В итоге производство пришлось отложить на три месяца. Но если завод напрямую работает с поставщиками, таких историй не будет.

А проблемы с браком часто возникали?

Да, в начале у нас был приличный процент брака. Но это нормальная часть процесса и нужно закладывать на нее бюджет: строить графики, рассчитывать процент брака и устранять "баги" точно так же, как при доработке мобильного приложения. Бракованной может быть печатная плата или другой компонент — и чтобы его найти и заменить, нужно проводить ручной демонтаж устройства, а это стоит дополнительных денег. Поэтому приходится все просчитывать и планировать.

Оценка качества TouchMe на производстве

Тебе когда-нибудь попадались подделки девайсов Playtronica на китайском рынке?

В какой-то момент это может стать проблемой, но пока мы с таким не сталкивались. Мы делаем нишевой продукт, аналог которого не так просто вывести на рынок. Даже те же Makey Makey, с которыми мы дружим, делают в чем-то похожие устройства, но работают на совсем другую нишу. У их девайсов другая цена и другое предназначение. А у создателей подделок тем более нет шансов заполучить нашу аудиторию. 

Для нас большую угрозу представляет не китайская noname-контора, которая сделает копию TouchMe и безуспешно попытается ее где-нибудь продать, а гигантская корпорация с доступом к развитой цепочке поставок и маркетплейсу для дистрибуции. Поэтому мы отказались выходить на Amazon. По условиям договора, платформа получает все данные о маркетинговой стратегии продавца и объеме продаж, а это большой риск. От знакомых сотрудников Amazon я знаю, что компания уже ведет разработку собственных электронных музыкальных устройств, поэтому мы решили не рисковать.

Складывается впечатление, что Playtronica живет уже на 100% в западных реалиях. Насколько вам сейчас интересен российский рынок?

Да, западный рынок в приоритете, а продажи в России сильно ограничены. К сожалению, российские пользователи создают для нас дополнительный риск и неудобства. Так сложилось, что на локальном рынке долгое время ничего не было, а потом возник переизбыток продуктов и сервисов — причем хороших. Покупатели стали сложными в общении, им трудно угодить, а это приводит к дополнительной нагрузке на службу поддержки.

К тому же многие пытаются мошенничать и даже подают на Playtronica в суд — например, пишут, что их якобы ударило током, хотя это в принципе невозможно —  токи малые.

В какой-то момент мы от этого устали и сфокусировались на западном рынке — в основном на американском, но постепенно осваиваем Европу и Азию. В результате компания выросла в 10 раз. 

Что планируете делать дальше — после запуска Orbita и после пандемии?

Сейчас наша цель — это создание лаборатории, которая будет исследовать связи между людьми, заниматься медицинскими проблемами. А для этого нужно построить успешный бизнес, который будет генерировать большие ресурсы для инвестиций в R&D. Изначально мы хотели создать глобальную компанию, чтобы посмотреть мир и познакомиться с новыми людьми. Теперь хотим осуществлять проекты мечты. 

Устройство Playtron можно подключать к любым объектам, в составе которых есть жидкость

Нам нужны инженеры-изобретатели, научные сотрудники, которые помогут наращивать объемы интеллектуальной собственности. Пока это единственный способ построить бренд, который будет сам себя продавать, без помощи маркетинга. Уникальные продукты не нужно активно продвигать — они и так найдут свою аудиторию.

У меня есть и личные планы — хочется исследовать сферу Design for Nature, создавать изобретения для поддержания биоразнообразия и консервации природы. Например, ученые устанавливают в ульях микрофоны для сбора акустических данных о поведении пчел, а искусственный интеллект анализирует звуки, оценивает состояние насекомых и паттерны их миграции. Такие проекты меня привлекают больше всего. 

В целом вдохновляют разработки на пересечении промышленного и спекулятивного (критического) дизайна. Критический дизайн заставляет человека задумываться о будущем и переосмыслять свои действия в настоящем. Такой подход давно пора взять на вооружение, и текущие события это только подтверждают. Вероятно, если бы в свое время мы все смотрели в будущее, то лучше бы подготовились к событиям 2020-го.

Интервью