Можно ли уместить фабрику в контейнере, открыть сборочный цех в деревенском домике и построить hardware-бизнес только на репутации основателя? Да, и все больше компаний тестирует новые бизнес-модели. О самых главных тенденциях рассказываем в свежем тренд-репорте РУКИ и Tekner.
Классический “путь героя” в производстве материальных продуктов сломался: даже Apple старается экономить на всем, а небольшие стартапы легко запускаются, но с трудом масштабируются. Так появляются новые бизнес-модели — товары производят с помощью TikTok, фабрики ориентируются на лайки в соцсетях и даже NASA заказывает запчасти на онлайн-платформе в два клика.
Вместе с командой Tekner мы изучили главные производственные технологии и модели монетизации в 2020-е и составили тренд-репорт. Рассказываем, как стартапы без прототипов получают миллионы долларов от инвесторов-любителей, зачем инфлюэнсеры дружат с китайскими фабриками и почему холодильники начинают собирать о пользователях данные. А еще делимся моделями монетизации и идеями для стартапов.
Несколько интересных фактов:
- Сегодня для запуска hardware-бизнеса вам потребуется в 10 раз меньше ресурсов, чем в 2000 году. Но масштабировать его будет сложно. Как раз поэтому многие бренды электроники зарабатывают не на устройствах, а на ПО и сервисах. Крупнейший кейс — успешный стартап Peloton, который производит велотренажеры. Ценностное предложение компании — это контент, а не оборудование, но формально Peloton — это hardware-бизнес.
- Современные фабрики опрашивают потенциальных покупателей и производят кастомизированные устройства на основе запросов — аудитория решает, какие функции будут у пылесоса, какого цвета свитшоты должен выпустить блогер и какой форм-фактор следует выбрать разработчикам холодильников. Такая модель пришла из Азии, но ее тестируют и в России.
- Производственные процессы фрагментируются: вы можете заказать литье пластмасс у одного поставщика, штамповку и резку металла — у другого, а 3D-печать прототипов — у третьего. Раньше для этого пришлось бы приложить немало усилий, а сегодня можно собрать все услуги на одной платформе — фактически, положить в корзину и сразу уже увидеть стоимость. Такие платформы предлагают услуги Manufacturing-as-a-Service — и ими уже пользуются NASA, BMW и другие гиганты.
- Многие товары с Aliexpress и Taobao, которые вы покупаете за $1-2, собирают не на фабриках, а в деревенских домах — в Китае экономика целых поселков держится на e-commerce платформах.
- Некоторые компании собирают инвестиции на продукты в обход Kickstarter, а иногда у них нет ни прототипов, ни даже рендеров. Они полагаются на силу краудсорсинга, используя свою репутацию. Некоторые даже используют TikTok как платформу для коллабораций.
- Собрать $1 млн на Kickstarter может даже небольшая российская команда энтузиастов из мейкерспейсов. Но для этого потребуется революционная идея — очередная умная колонка или умная лампа вряд ли "выстрелит".
- Передвижная фабрика по производству бульона — это не идея советского урбаниста, а реальный проект крупной корпорации. И такие проекты уже не редкость на рынке.
- Заработать можно не только на производстве, но и на переработке или доработке. Некоторые компании занимаются фабричным апгрейдом — перепрошивают старую технику, устанавливая новую "начинку". И это вполне жизнеспособная бизнес-модель.
Еще больше интересных фактов, цифр, графиков и историй вы найдете в нашем тренд-репорте:
🏭 Скачать полный 18-страничный гид по фабрикам будущего🏭
Материал подготовила команда РУКИ. Мы помогаем найти проверенных поставщиков и запустить серийное производство в Китае. О лучших кейсах, технологиях и разработке продуктов пишем в блоге в Яндекс.Дзен и на канале в Telegram.