Почему квадрокоптер в магазине стоит $750 при себестоимости компонентов всего $100? За "безумной" наценкой скрываются расходы на сборку, маркетинг, пошлины и логистику. Об этих тратах часто забывают начинающие разработчики, но иногда ошибки совершают даже опытные фаундеры. Разбираем главные мифы и заблуждения при планировании бюджета hardware-продукта.
Цены на аренду недвижимости в столице электроники — Шэньчжэне — сопоставимы с московскими, а зарплаты специалистов в Китае выше, чем в российских регионах.
За последние 10 лет Китай сильно подорожал — особенно в провинциях вдоль побережья Восточно-Китайского и Южно-Китайского моря, где расположены основные производственные центры.
Из-за пандемии цены выросли еще больше, к тому же многие производства перегружены. Например, в карантин во многих странах возник дефицит электровелосипедов, из-за этого поставщики в Китае стали работать сверхурочно и отказывать в размещении заказов.
И все же, на чем можно сэкономить при производстве в Китае?
- Выбрать более дешевый материал или использовать другую технологию
- Отказаться от разработки компонента с нуля в пользу готового решения
- Провести ревью плат в Китае: инженеры изучат компоненты и подберут более дешевые аналоги на местном рынке
- Сократить затраты за счет уменьшения веса посылки — например, если вы продаете "коробочные" продукты по подписке
“Я выпущу небольшую партию "на пробу" — вряд ли это будет стоить дорого”
Правильный процесс производства начинается с выпуска тестовых партий и постепенного наращивания объемов. Например, вы выпускаете 10 тестовых образцов, потом 100, а потом уже 1000. На начальном этапе ошибки неизбежны и лучше выпустить 10 экземпляров с недочетами, исправить их и перейти к следующей партии, чем испортить сразу 1000 штук.Но крупным фабрикам невыгодно браться за мелкие заказы — они либо откажут, либо установят высокую стоимость, и клиент сам передумает.
Поэтому начинающим компании чаще приходится работать с мелкими или средними производствами с более слабым уровнем менеджмента, а это влечет за собой сложности в коммуникации и в целом требует определенных навыков.
В бюджете важно учесть итерационность разработки и стоимость открытия литьевых оснасток. Иногда стартап производит 1 /10 /100 единиц, а на литье крупной партии уже не хватает денег. Такие моменты лучше предусматривать заранее.“Если все рассчитать и проверить заранее, проблем не будет”
Проблемы при производстве электроники возникают всегда — это нормальная часть процесса. Вопрос в том, насколько фатальными они будут. Например, вы открыли пресс-формы для производства корпусов еще до того, как завершили полноценные тесты. Но оказалось, что "начинка" устройства работает не так, как нужно — компонент на плате нужно заменить или необходимо добавить/убрать разъем. Из-за этого может поменяется дизайн всего корпуса – тогда старую пресс-форму нельзя будет использовать, а за новую придется платить. Для стартапа с маленьким бюджетом такая ошибка — огромный риск.
Еще один важный момент — это прозрачность при расчете себестоимости. Китайские фабрики работают по двум схемам: открытому BOM и закрытому BOM. В первом случае поставщик детально расписывает стоимость каждого компонента и этапа сборки. Во втором случае фабрика выставляет общий счет, а заказчику остается только догадываться, во сколько обошлись комплектующие и услуги производства.
Лучше работать с открытым BOM, тогда в случае изменений в продукте вы сможете контролировать изменение цены.“Основные косты — это производство, остальное не так важно”
Кроме стоимости компонентов и производства важно учесть расходы на логистику. Это и временное хранение, и локальные доставки от производителя на склад или в порт, и услуги посредников, и различные налоги, пошлины, комиссии, как в Китае, так и в стране назначения, а также фрахт.Фрахт обходится не так дорого, а вот налоги и таможенная очистка могут увеличивать себестоимость на 30%. Например, если в Китае продукт обошелся в $50, то при поставке в Россию его стоимость вырастет до $70-80.
Когда вы работаете по схеме FOB (free on board), то обозначенная в контракте цена включает доставку товара со склада производителя в порт, оплату таможенных платежей и погрузку на корабль. Вопрос растаможки, уплаты пошлин и налогов в стране получателя остаются полностью на стороне заказчика. Обычно условия FOB используют для контейнерных поставок.
При работе с маленькими партиями чаще используют цены EXW, т.е. обязательства производителя считаются выполненными, когда товар произведен и ожидает вывоза на складе. При EXW-модели фабрика не занимается отгрузкой и таможенными вопросами. Заказчику необходимо подключить транспортную компанию — она заберет заказ, оформит товар на таможне, проведет очистку и поставит отправление адресату в России.
Это большая статья расходов, о которой важно не забыть.
Другой момент, о котором нужно помнить, — это очередность и схема оплаты вашего продукта. Нужно заранее знать, каким способом вы планируете платить.Большая часть фабрик при прототипировании и мелкотиражном производстве работают по серой схеме – предлагают оплатить услуги переводом на карту физлица. Это распространенная практика.
Но если речь идет о крупной поставке, то оплата будет проводить официально по контракту на счет компании. При этом у производителя возникает налог, уплату которого включают в стоимость продукта. Таким образом цена может вырасти на 10-15%, что достаточно критично для низкомаржинальных продуктов.
На финальную цену продукта на полке влияют и прочие очевидные факторы, такие как R&D новых продуктов, зарплаты сотрудникам, аренда офиса/склада, затраты на дистрибуцию, маркетинг и рекламу – важно помнить об этом, чтобы подход “сделаю то же самое, но дешевле” не стоил вам слишком дорого.2020-11-05 17:39 Гиды