РУКИ

Что означает для Китая быть мировой фабрикой: объясняет социолог

Сунь Липин – известный социолог, бывший профессор университета Цинхуа который, в частности, исследует социальное неравенство и трансформацию китайского общества, вызванную переходом страны к рыночной экономике. В статье 2023 года на своем канале в WeChat Сунь Липин доступно объясняет, какую роль в «китайском экономическом чуде» сыграл резкий рост населения и почему для Китая, несмотря на торговые войны, так важно оставаться «мировой фабрикой». В 2024 статья по-прежнему актуальна.
В последнее время в своих выступлениях я часто повторяю одну фразу: быть мировой фабрикой — это и судьба Китая и ключ к его будущему. Почему я так считаю?

Стремительное развитие китайской экономики за последние десятилетия — это результат так называемого демографического бонуса, или, по-другому, дивиденды от высокой доли трудоспособного населения.

После образования Китайской Народной Республики страна пережила три демографических бума. Первый бум пришелся на 1950-1957 годы, второй — на 1962-1973 годы, а третий произошел в 1981-1990 годах. В каждый из этих периодов естественный прирост населения превышал 20%, причём в 1963 году, когда родилось более 29 миллионов человек, этот показатель достиг 43%.

Массовое достижение населением трудоспособного возраста началось в 70-е годы и достигло пика в конце 90-х. Такой существенный прирост мог либо стать основой для создания огромного богатства, при наличии достаточного количества рабочих мест, либо обернуться социальной катастрофой в случае их отсутствия. К счастью, в Китае, этот демографический всплеск совпал с реформами и курсом открытости, что привело к созданию мощного трудового потенциала, уникального для мировой истории.

Результатом стало формирование огромных производственных мощностей, которые после снижения внутреннего потребления в середине 80-х — середине 90-х годов, оказались избыточными. К 1997 году спрос на 95% промышленных товаров на внутреннем рынке был ниже предложения, а коэффициент использования мощностей в таких отраслях, как производство телевизоров, холодильников и стиральных машин, упал ниже 30%. Многие предприятия были закрыты, многие рабочие потеряли работу или столкнулись с угрозой безработицы.

Ситуацию кардинально изменили три ключевых события.

Первое событие: в конце 1990-х годов на государственно уровне была запущена коммерциализация жилья, образования и здравоохранения.

Суть этих реформ заключалась в создании искусственного спроса: люди должны были покупать жильё, которое раньше выделяли бесплатно, платить за образование и брать на себя всё больше расходов на медицину. Конечно, некоторые из этих мер являлись частью рыночных реформ, но в тот момент их основная цель заключалась в стимулировании потребления и расширении внутреннего спроса.

Второе событие: в начале 21-го века Китай вступил в ВТО.

Несмотря на то, что упомянутая выше коммерциализация увеличила потребительские расходы населения, она не решила проблему избыточных мощностей в сфере производства бытовой техники и прочих трудоёмких производствах. Вступление во Всемирную торговую организацию и открытие экспорта позволило превратить избыточные производственные мощности Китая в огромную мировую фабрику, что дало стране новый импульс для стремительного роста. Даже мировой финансовый кризис 2008 года оказал минимальное влияние на Китай.

Третье событие: инициатива «Один пояс, один путь» [проект нового Шелкового пути, целью которого является развитие сухопутного пути для перемещения товаров из Китая в Европу через страны Евразии].

С экономической точки зрения одним из важнейших результатов этого проекта также стало решение проблемы избыточных мощностей. Достаточно вспомнить такие популярные в то время термины как реформа предложения, сокращение производственных мощностей и избавление от складских запасов.

Все три этих события напрямую связаны с формированием образа Китая как мировой фабрики. Поэтому сейчас главный вопрос — что произойдет в случае ослабления столь важной для Китая роли?

Мы должны понимать, что инвестиции, экспорт и потребление [основные показатели, влияющие на ВВП] не постоянны и именно поэтому так важно сохранять статус мировой фабрики, это и есть ключ к судьбе нации. Как я недавно сказал, существует не так много возможностей для стимулирования внутреннего спроса, настоящие возможности скрываются не во внутреннем, а во внешнем спросе и сейчас проблема заключается не в слабом внутреннем потреблении, а в падении экспорта.